Замглавы Минэкономразвития: мировой опыт поможет России внедрить искусственный интеллект
С развитием технологий искусственный
интеллект (ИИ) с каждым годом все прочнее проникает в самые разные сферы жизни
общества: от здравоохранения до транспорта. В России применение и внедрение
искусственного интеллекта пока недостаточно хорошо отрегулировано
законодательно, поэтому существуют барьеры для проникновения технологий в
ежедневные процессы. Сейчас власти дорабатывают нормативно-правовые акты, чтобы
со временем эти барьеры были устранены. О том, какие правовые коллизии нам
придется преодолеть на пути внедрения искусственного интеллекта в жизнь
россиян, что мешает развитию искусственного интеллекта в России и опыт каких
стран мы считаем самым успешным, в интервью ТАСС рассказала замглавы
Минэкономразвития Оксана Тарасенко.
— Оксана Валерьевна, искусственный
интеллект уже есть, а законов о нем нет, так?
— Пока есть только Национальная
стратегия развития ИИ до 2030 года, которую утвердил президент России. И
недавно принятая Концепция регулирования технологий ИИ и робототехники. И
сейчас мы как раз занимаемся разработкой плана-графика по нормативно-правовым
актам для развития ИИ на период до 2024 года.
В нем около 80 нормативно-правовых
актов. Все они разделены по группам. К первой относятся законопроекты общего
характера, связанные с персональными данными, регуляторными
"песочницами", гражданской ответственностью и так далее. Ко второй —
вопросы эффективного внедрения ИИ в те отрасли, где на данный момент существуют
барьеры нормативного характера. В ближайшее время планируем доработать план и
утвердить его уже в конце этого — начале следующего года.
— Какие вопросы считаете важным
отрегулировать в первую очередь? Чем мешает отсутствие регулирования? Разве это
не дает большую свободу?
— Нет, это не так. Например, вопрос
регламентации правоотношений в сфере персональных данных. Сегодня существуют
немного устаревшие нормы, которые часто не соответствуют лучшим мировым
практикам. Нужно отрегулировать эту деликатную сферу так, чтобы соблюсти баланс
между защитой интересов отдельных людей и развитием технологий.
В частности, мы хотим создать механизм
анонимизации данных, чтобы невозможно было определить человека, которому эти
данные принадлежат, даже если их получится сопоставить
Вот над этим сейчас работаем.
Еще одна сфера — развитие принятого в
июле закона о так называемых регуляторных песочницах. Сейчас активно работаем
над сопутствующими нормативно-правовыми актами, в которых будет детализировано
регулирование отдельных сфер, в частности отраслевого законодательства в связи
с внедрением технологии ИИ.
— Что еще мешает развитию ИИ в России?
— Существуют сложности, связанные с
низкой эффективностью совмещения систем ИИ с информационными системами, есть
проблемы оценки экономического эффекта от внедрения систем ИИ и риски
искусственной монополизации отдельных интеллектуальных технологий. Сейчас мы
разрабатываем стандарты, которые обеспечат поддержку направления
"Искусственный интеллект" за счет снятия такого рода
нормативно-технических барьеров.
— В этом плане Россия идет своим путем
или заимствует опыт других стран?
— Мы, разумеется, ориентируемся в том
числе на опыт наших зарубежных коллег, анализируя и прорабатывая их
положительные и отрицательные результаты.
В Китае, например, уже вовсю идут
эксперименты с алгоритмами и бизнес-моделями, в которых используется ИИ. Но,
как показывает опыт, национальная стратегия развития искусственного интеллекта
выступает лишь катализатором общественных отношений. Само развитие ИИ, его разработка,
повсеместное внедрение и использование еще впереди. Китайский План развития
технологий ИИ только ссылается на необходимость разработки законов и этических
норм развития этой технологии и предусматривает к 2024 году создание
специальных законов для ИИ.
В Национальной стратегии Индии 2018
года делается акцент на том, что искусственный интеллект — это "черный
ящик", что ИИ должен быть контролируемым, а разработки — ответственными, и
рассматривается регулирование в контексте вопросов этики и безопасности. Лишь в
2019 году в другом индийском документе стратегического планирования выделяется
отдельный раздел, где отмечается необходимость корректировки законодательства в
сфере данных, антимонопольного и потребительского законодательства, отдельных
отраслевых правовых актов.
— Какая модель регулирования нам
ближе?
— Наиболее близким, конечно, для нас
является опыт европейских коллег.
"Белую книгу об искусственном
интеллекте", принятую Еврокомиссией в 2020 году, можно смело назвать
единственным аналогом российской концепции
В ней прописаны правила использования
искусственного интеллекта.
В частности, говорится о том, что при
внедрении ИИ в сферах с высокой степенью риска, таких как здравоохранение и
транспорт, системы искусственного интеллекта должны быть прозрачны, чтобы их
можно было подчинить контролю со стороны человека.
Одновременно с Еврокомиссией очень
важная работа ведется в CAHAI, в зону ответственности которого передана
разработка и имплементация правовой рамки для технологий искусственного
интеллекта с учетом стандартов Европейского союза. Эти исследования
предусматривают необходимость выработки общепринятого определения ИИ,
составление карты рисков и возможностей, связанных с ИИ, особенно в отношении
его воздействия на права человека, верховенство права и демократию, а также
возможность для продвижения вперед по пути к созданию юридически обязывающих
рамок.
Подробнее: https://tass.ru/interviews/9994427
Комментарии
Отправить комментарий